ВЕХИ ИСТОРИИ ШКОЛЫ
1
 

И. Юлдашева

На протяжении пятидесяти лет своего существования Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат им. В. А. Успенского играла огромную роль в музыкальном искусстве Советского Узбекистана. Она стала прочным фундаментом профессионального детского музыкального образования, обеспечила непрерывный рост музыкального исполнительства и создала реальные условия для появления новых традиций музыкальной культуры республики.

В 30-е годы в нашей стране особенно остро встал вопрос о подготовке квалифицированных музыкантов. Существовавшие учебные заведения начального и среднего звеньев (музыкальные школы, техникумы) ни в коей мере не могли решить назревшей проблемы, так как были ориентированы в основном на подготовку не профессионалов, а грамотных любителей музыки. Поэтому при консерваториях страны стали открываться специальные школы-десятилетки: сначала в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, а в 1939 годув Ташкенте. В столице Узбекистана тогда функционировали две детские музыкальные школы: одна при Дворце пионеров, другая на Беш-Агаче (ныне школа им. Глиэра). Первый контингент учащихся для вновь открытой десятилетки был отобран в этих двух музыкальных школах (двадцать человек, Из которых семь зачислили на подготовительное отделение).

Своего помещения и материальной базы у школы не было, и до 1941 года она целиком находилась в ведении консерватории. Руководство школой осуществляли директор ТГК, заслуженный деятель искусств, профессор А. С. Лисовский и его заместитель по научной работе, профессор Ф. М. Меринг.

У истоков организации школы стояли тринадцать преподавателей, которые вели классы: фортепиано А.С.Лисовский, скрипки Р. Л. Фелициант, А. М. Нодельман, виолончели Г. В. Васильев, духовых инструментов В. М. Козолупов (кларнет) и А. В. Теплоухов (труба), общего фортепиано А. И. Подгорный. Концертмейстером у всех была О. К. Рейх-Сойфер. Теоретические дисциплины преподавали: Е. Н. Зверева (сольфеджио), Ф. М. Меринг (гармония), Н. Ф. Орлов (музыкальная литература), О. С. Поликарпова (музыкальное воспитание), В. А. Веселова (хор). В 1940 году школа провела большой прием учащихся; пополнились начальные классы, в старшие были приняты ребята, окончившие ДМШ Дворца пионеров. Контингент увеличился до семидесяти человек. В 1941 году школу окончили первые выпускники: пианистки М. Белоусова, Е. Мовсесянц и трубач М. Егизбеков.

В годы Великой Отечественной войны Узбекистан гостеприимно распахнул двери для всех советских людей, оставшихся без крова, вынужденных эвакуироваться с территорий, временно оккупированных врагом. В Узбекистане были размещены многочисленные предприятия, научные организации, учебные заведения, театры страны. В Ташкент эвакуировалась Ленинградская консерватория вместе со своей музыкальной школой-десятилеткой. Напряженными стали трудовые будни, ритм жизни ускорился.

Осенью 1941 года в школе училось четыреста человек. Рядом с ташкентскими ребятами занимались дети, приехавшие из разных городов нашей многонациональной Родины.

Пополнился и состав педагогов. Это были приехавшие из Киева, Москвы, Ленинграда профессора: пианисты К. Н. Михайлов, А. Г. Руббах, скрипачи Д. С. Бертье, Л. А. Этигон, композитор Л. Н. Ревуцкий. Они работали и в консерватории и в школе, размещавшихся в здании ТЮЗа. Д. С. Бертье положил начало оркестровому классу (оркестру). Занятия с учащимися старших классов он проводил совместно со студентами консерватории. А. Г. Руббах возглавил работу фортепианного отдела самого многочисленного в школе.

В 1942 году был назначен первый директор школы. Им стала О. С. Поликарпова. Художественное руководство школой продолжал осуществлять ректор консерватории А. С. Лисовский. Самоотверженно трудился педагогический коллектив. Школа активизировала свою деятельность, значительно повысился профессиональный уровень подготовки учащихся. В этом большую роль сыграла методическая помощь педагогов Ленинградской консерватории, профессоров и доцентов Л. А. Баренбойма, Н. С. Богоявленского, А. Л. Островского, С. И. Савшинского, П. А. Струве, Ю. Н. Тюлина и других. Местным педагогам широко были открыты двери Ленинградской специальной музыкальной школы-десятилетки, что благотворно повлияло на их профессиональное мастерство и весьма положительно сказалось на результатах работы.

Одной из форм учебной и общественной работы, проводимой в школе, были концерты академические, открытые, шефские. В среднем на один учебный год приходилось семьдесят-восемьдесят выступлений. Так, в 1943 году только в зале консерватории было дано семь концертов. Дети играли в госпиталях, общеобразовательных школах, на фабриках и заводах. Их выступления приносили слушателям много радости, а дети чувствовали себя причастными к великим событиям, которыми жила страна.

 

 
 
Страница: 1 2 3 4 5 6
 

.